Иоганнес Иттен, автор цветового круга.
Всемирно известный художник, педагог, теоретик современного искусства родился в Швейцарии, в городе Зюдерн-Линден в 1888 году. Важным моментом образования и становления Иттена в профессиональной карьере стало совмещение художественного и математического образования. В 1913 он окончил школу изящных искусств в Женеве, а в 1916 — математический факультет Бернского университета. Такое сочетание заложило основательную базу под его творческую и научную деятельность. Во всех созданных им теоретических работах просматривается глубокое понимание и горячее желание разобраться даже в мелких подробностях. Под выводами и тезисами видна логическая основа, каждая выдвинутая идея сопровождается научным пояснением.
В 1919 году по приглашению Вальтера Гропиуса Иттен начинает работать преподавателем в созданной в том же году Высшей школе строительства и художественного конструирования Баухауз (нем. Bauhaus).
Он был не просто преподавателем, а создателем и разработчиком учебной системы, а далее, и художественной концепции. Главным тезисами его учебного метода стали:
- раскрытие художественных возможностей учащегося
- создание основы для выбора специализации и профессии учащегося
- овладение учащимся основными правилами и схемами создания художественных произведений
Иттен ставил себе задачу разработать универсальные и прикладные методы, с помощью которых можно воплощать любые творческие замыслы.
Значительной частью его исследований и теоретических трудов стало изучение свойств цвета как в художественных работах, так и в окружающем мире.
В 1921 Иттен выпускает книгу «Искусство цвета», создает учебные программы и пособия.
Основываясь на исследовательском опыте в области изучения природы цвета, его физиологическом влиянии, химического состава пигментов, таких авторов как И. Ньютон, И. Гете, В. Оствальд, О. Рунге, Иттен создал свою теорию, куда включил найденные во время педагогической практики разработки и открытия. Так появился знаменитый Цветовой круг Иттена.
Цветовая система Иттена
Описание цветового круга Иттена.
Цветовой круг, разработанный Иттеном, представляет собой графическую схему, составленную из геометрических форм, заполненных определенным цветом.
Начало конструкции – три основных цвета: красный, синий, желтый. Они расположены в центре круга и образуют равносторонний треугольник. Углы треугольника одновременно являются вершинами шестигранника, оставшиеся части которого заполнены цветами второго порядка, образованными равнозначным смешением двух основных цветов.
- красный и желтый при смешивании дают оранжевый;
- желтый и синий – зеленый;
- синий и красный – фиолетовый.
Шестигранник вписан в круг, поделенный на двенадцать сегментов. Вершины шестигранника, соприкасающиеся с кругом, передают свой цвет сегменту. Таким образом образуются шесть сегментов, где три — это цвета первого порядка, другие три — это цвета второго порядка. Оставшиеся шесть частей круга заполняются равнозначным смешением соседних сегментов и образуют цвета третьего порядка.
Схема цветового круга Иттена
Это очень логичная и понятная система. Каждое последующее деление и передача цвета логично обоснованы и доступны для повторения.
Цветовой круг Иттена на практике.
Существуют как положительные, так и отрицательные отзывы на цветовой круг Иттена. Для одних — это беспроигрышная техника составления гармоничных по цвету композиций. Для других — это неподходящая схема, замыкающая художника в узких рамках колористики.
Верным остается одно, Иоганнес Иттен создал удобную модель для работы с цветом, по которой каждый человек, вне зависимости от наличия художественного образования, сможет правильно подбирать и сочетать цвета. Система Иттена в понятной форме показывает структуру каждого цвета и что нужно сделать для его получения.
Иттен посвятил большую часть своей жизни изучению цвета во всех его аспектах и закономерностях. Всеми открытиями он охотно делился со своими студентами, стремясь воспитать в них вдумчивое отношение к процессу, понимание принципов работы формы и цвета. Его система не являлась жестким каноном, с которым нужно согласовывать каждое действие, сам Иттен называл это «созданием наилучших условий для развития и координирующими упражнениями»
На наших уроках композиции у вас появится возможность не просто ознакомиться, но и пользоваться разработками великих художников и теоретиков искусства. В каждое практическое задание мы включили самые ценные и проверенные временем приемы. Будем рады с вами поделиться. Подробную информацию об уроках вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.
Наука о цвете
По определению науки любой свет – это электромагнитная волна, каждый цвет соответствует определенной частоте этой волны. Например, красный имеет частоту 405 Терагерц, а фиолетовый – 790. Электромагнитные волны имеют огромный диапазон частот, от радиоволн до жесткого гамма излучения, но наш глаз способен к восприятию только очень короткого отрезка этого диапазона, называемого оптическим.
С научной точки зрения первичный смысл имеют только спектральные цвета, расположенные линейно и строго последовательно от красного через все оттенки радуги до фиолетового. То, что соседние цвета при смешении дают что-то среднее – лишь субъективное восприятие человека, хотя логически это и понятно.
Но то, что фиолетовый плавно и без скачка переходит в красный, научной логике явно противоречит, так как эти оттенки лежат на противоположных краях спектра. Вполне разумно было бы, если б их смесь давала, скажем, белый или зеленый. Но таково человеческое восприятие: оно находит в их смеси бесконечные оттенки фиолетового.
Круг Иттена и цветовые гармонии как пользоваться
Опытные дизайнеры уже редко используют круг, они имеют особое чутье и ценные навыки работы, поэтому способны формировать гармоничный интерьер даже без теоретических знаний. Новичкам поможет круг Иттена – самая удобная модель цветовых сочетаний, позволяющая правильно подбирать простые и сложные комбинации.
Как пользоваться кругом Иттена? Есть несколько типов сопоставления цветов, которые получаются путем вращения модели. Сочетать тона можно описанными ниже способами.
Монохромная комбинация
Данная схема считается наиболее простой в применении. Она включает оттенки одного цвета – более насыщенные и светлые. Например, если работать в онлайн-программе, то при наведении стрелки на синий тон в окне появляются разнообразные оттенки синего.
Комплементарное или контрастное сочетание
Дополнительные (комплементарные) цвета противоположны друг другу на цветовом круге, потому еще называются контрастными (пример контраста – красный и зеленый). Их комбинация всегда смотрится ярко, интересно, многие сочетания напоминают природные: стоит только взглянуть на грядку с клубникой. Для организации такой цветовой схемы нужно брать оттенки с максимальной насыщенностью, хотя соблюдение чувства меры является обязательным. В противном случае столь контрастные дуэты могут вызвать раздражение.
Контрастное или комплиментарное сочетание
Классическая триада – сочетание 3 цветов
Триада цветов образуется путем объединения в интерьере оттенков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, то есть равноудаленных. Такая комбинация смотрится эффектно, в том числе – при использовании пастельных оттенков. Тем не менее, для гармоничности образа нужно выбрать один цвет и сделать его основным, а два других – применить для акцентов.
Аналоговое сочетание 2-5 цветов
В круге Иттена расположенные рядом тона при объединении дают спокойное, располагающее, уютное впечатление. Их может быть от двух до пяти, при этом идеальным считается применение двух-трех. Три цвета – это аналоговая триада. Аналоговые комбинации широко встречаются в природе, являются гармоничными, приятными для глаз (пример – желтый, желто-оранжевый, желто-зеленый цвета в одном интерьере). Любой из цветов также стоит сделать главным, остальные – дополнительными или акцентными.
Сочетание 2-5 аналогичных цветов
Раздельно-комплементарное сочетание или контрастная триада
Здесь вместо противоположных тонов применяются соседние цвета. В итоге получается контрастный, но не слишком напрягающий глаза интерьер. Самый простой вариант – применять контрастную триаду в виде основного и двух дополнительных родственно-контрастных цветов (они находятся справа и слева от дополнительного тона).
Тетрада – прямоугольная схема
Эта модель состоит из четырех тонов, каждая пара является комплементарной (контрастной друг к другу). Вариантов в применении такой комбинации множество. Можно получить даже самые яркие сочетания, которые понравятся ребенку, но один тон обязательно должен быть основным, а остальные – дополнительными. В противном случае интерьер не будет выглядеть гармонично.
Квадратная схема
Схема квадрата напоминает прямоугольную, но все тона в ней равноудалены по кругу. Облик комнаты будет живым, динамичным. Примером является включение в интерьер сине-зеленого, желтого, красно-оранжевого, фиолетового.
Шестиугольная схема
Обычно такую схему применяют только опытные дизайнеры, поскольку она считается самой сложной. В цветовой круг тут вписывают шестиугольник, и базой становятся три пары дополнительных цветов.
Цветовые Сочетания
Цветовая Гармония – основные приемы создания цветовых схем
Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.
Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.
Основные цветовые схемы
Комплементарные или дополнительные цвета
Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.
Классическая триада
Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.
Аналоговая триада
Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.
Контрастная триада (сплит – дополнительных цветов)
Использование сплит – дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.
Тетрада – сочетание четырех цветов
Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.
Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.
Квадрат
Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.
В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.
Как создать цветовую гармонию. Основные приемы создания цветовых схем
Существует несколько цветовых сочетаний, знание которых помогает художнику применять их в качестве колористической гаммы в живописи. Специалисты выделяют 6 основных комбинаций: комплиментарную, прямоугольную и квадратную, а также 3 вида триад – классическую, аналоговую и контрастную.
Комплиментарные цвета находятся на противоположных сторонах круга и сильно контрастят друг с другом, например, как зеленый и красный. Менее выраженный контраст получается при использовании соседних к противоположным оттенков (например, желто-зеленый + красно-фиолетовый + красно-оранжевый – контрастная триада). Аналоговая триада предполагает использование трех ближайших оттенков и позволяет получать плавные переходы. В квадратном и треугольном сочетании применяются 4 «разбросанные» по окружности цвета – эти схемы применяют для создания насыщенных композиций.
В традиционных техниках живописи цветовой круг также используется для определения конечного оттенка при смешивании красок. Однако результат получатся не всегда удовлетворительным, так как основные цвета у разных производителей имеют различные температуру, светлоту, цветовой тон и насыщенность. Кроме того, смешиванием красок на палитре невероятно трудно точно попасть в цвет, от чего картина становится разрозненной и неестественной. Тончайшие полутона, не говоря уже о внутреннем свечении, таким методом и вовсе получить невозможно.
Качественной альтернативой современным методикам, включая смешивание красок на палитре, является технология оптических просветов (ТОП), при которой цвета появляются естественным образом благодаря сочетаниям лессировок, имприматуры, оптических смесей и тонкой проработке полотна наждачной бумагой. Этот механизм включает в себя опыт великих мастеров эпохи Высокого Возрождения, когда совершенство художественных решений приблизилось к идеалу, и лучших инструментов, техник современного искусства. С недавних пор технология оптических просветов стала доступна всем желающим, и в практической части мастер-класса, мы показываем механизм введения цвета. Подробнее о ТОП рассказывается в книге, скачать которую можно здесь.
Теория цвета Гете в более узком смысле
Основным произведением теории цвета Гете является шрифт, который Гете назвал Zur Farbenlehre и опубликовал в 1810 году. Работа по существу состоит из трех основных частей: дидактической, в которой представлены собственные открытия, полемической, которая направлена против теории цвета Ньютона, и исторической, в которой резюмируются различные исторические теории цвета и света.
Все следующие цитаты из приведены в этой статье в форме (- том, страница). Книга содержит 15 таблиц, некоторые из которых цветные, для облегчения понимания текста (2, 231–276).
I. Дидактическая часть
Гете первым различает три типа цвета и цветового эффекта.
- Физиологические цвета
Психологические цвета по Гете
– 1250
Он продолжает:
– 1,63
Сначала обсуждаются фиктивные цвета , глазные иллюзии, обман лица и патологические цвета (1, 64).
- Физические цвета
Гете понимает физические цвета
– 1250
Он инициирует физический отдел цвета следующим образом
– 1, 104
и объясняет свой термин «облачный» – как бесконечное количество оттенков серого на черно-белой шкале .
Описано большое количество экспериментов , которые можно провести с пергаментной бумагой , опаловым стеклом , вогнутыми и выпуклыми линзами , призмами – некоторые с водяным заполнением, черными стеклами, различными одноцветными квадратами, а также отверстиями в ставне и мыльными пузырями с отраженными или проходящий свет.
- Химические красители
Цвета тела преобладают по Гете,
– 1250
– 1, 203
II. Полемическая часть
Даже когда работа была опубликована, у современных экспертов возник противоречивый спор о взглядах Гете и Ньютона. Для Ньютона белый свет состоит из отдельных компонентов, которые характеризуются спектральными цветами . Но Ньютон также сказал: « Лучи не цветные. «Для Гете, стремящегося к единству мира, свет также есть единство, цвета как свойство света могут быть только результатом смешения яркости и тьмы.
Итак, фундаментальный вопрос заключался в следующем: является ли свет сложным явлением по Ньютону и разные качества приводят к цвету или свет является «единицей», как выразился Гете, а цвет – это явление разных качеств.
Гете противопоставляет свою собственную теорию цвета теории цвета Ньютона в главе « Разоблачение теории Ньютона» (3, 208/209):
Свойство белого солнечного света | Ньютон | Гете |
---|---|---|
однородность | Свет сложен ( неоднороден ). | Свет – это единица ( однородная ). |
спектр | Белый свет состоит из разноцветных огней . | Белый свет – основной. Свет не может состоять из темноты . |
Взаимодействие с материей | Свет разлагается на преломление , перегиб и . | Преломление, перегиб и отражение могут существовать без цветовых явлений. |
анализ | разлагается на семь , точнее, на бесчисленные цвета . | Чистых цветов всего два: синий и желтый. Остальные – это степени этих цветов или нечистоты. |
синтез | Поскольку он был разложен, его можно собрать заново. | Бесцветный свет не может состоять из видимых цветов, а белый свет не может состоять из цветных пигментов. |
III. Историческая часть
Гете интенсивно изучал и частично комментировал литературу по теории цвета, которая была доступна ученому миру в то время. Кроме того, он исследовал работы великих ученых-естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Декарт …) по этой теме и иногда даже осмеливался делать заявления о человеческом характере соответствующего ученого.
Было обычным делом, если работа считалась фундаментальной, ссылаться на взгляды предыдущих авторитетов – часто начиная с античности. С одной стороны, автор зарекомендовал себя как специалист в своей области, а с другой – позволил ему отстаивать свои взгляды авторитетом признанных исследователей.
Цветовая теория сфер света Рене Декарта занимала Гете. Описание света как неделимых частиц также используется в современной физике ( фотон ) в дополнение к описанию волн, но этот характер частиц стал наблюдаться только с конца 19 века. Обсуждаются работы Афанасия Кирхера , Николауса Малебранша и Роберта Бойля . Работа Маркуса Марси о радуге свидетельствует о Гете
Работа Гука помогла Гете дальше в экспериментальной, но не в теоретической области (4, 251). Экспериментальная оценка теории цвета Иоганна Кристофа Штурма не может стоять перед Гете.
Гете обсуждает труды по теории цвета Томаса Спрата , Эдме Мариотта , Вольтера , Тобиаса Майера , Иоганна Генриха Ламберта , Бенджамина Франклина , Джозефа Пристли , Жан-Поля Марата , Антона Рафаэля Менгса , Кристиана Вестфельда и Роберта Блэра . Наконец, обсуждаются защита теории цветов Ньютона профессором физики Иоганном Теофилом Дезагюльером (5, 356 – 362) и панегирик Ньютона Бернара ле Бовье де Фонтенеля (5, 386 – 392).
На фоне истории науки
Даже в древние времена преломление было проблемой, поскольку их понимание правильного положения звезд в астрономии было важным. Иоганна Кеплера можно считать основоположником современной оптики с его шрифтом Paralipomen ad Vitellionem 1604 года. Еще до 1600 года были различные попытки объяснить происхождение цветов радуги преломлением – например, Роджер Бэкон и Дитрих фон Фрайберг . Однако точная формулировка была возможна только с помощью закона преломления , который был правильно сформулирован Виллебрордом ван Ройеном Снеллем и Рене Декартом .
Вплоть до 17 века для объяснения зрения и света существовали по существу три разные, противоречащие друг другу модели. Их использовали поочередно, в зависимости от явления, которое необходимо было объяснить:
- Визуальные лучи, испускаемые глазом, сканируют объекты в окружающей среде, как белая трость или современный радар . Эта точка зрения была широко распространена в древности. Это было опровергнуто около 1000 г. н.э. арабским ученым Альхазеном . Однако его открытия были распространены на Западе лишь позже при посредничестве Кеплера и Витело . Вывод принципов перспективы в эпоху Возрождения частично происходил на модели зрительных лучей.
- Световой эфир как бесконечная и текучая среда необходим для объяснения волновых свойств света, которые проявляются вявлениях дифракции , как в принципе Гюйгенса . Идея о том, что изображения постоянноотделяютсяот вещейи что вещи воспроизводятся в глазу, существовала уже в древности.
- Корпускулярная теория света предполагает , что много очень быстрых частиц , излучаемый источником света, сопоставимый с ядрами. С помощью этой модели Ньютон объяснил расщепление света в призме, как и в радуге, с помощью дисперсии .
Во времена Ньютона в 17 и 18 веках велись споры о том, имеет ли свет корпускулярный или волнообразный характер. Загадка избыточных дуг на радуге побудила Томаса Янга провести свой знаменитый эксперимент с двойной щелью в 1801 году . Он продемонстрировал волновую природу света и, в свою очередь, смог раскрыть секрет в 1804 году, изучив интерференционные явления .
1800 от как год открытия инфракрасного по Уильямом Гершелем , который был явно наблюдается также Гете. В 1801 году , ультрафиолетовое излучение с последующим путем Иоганна Вильгельма Риттера , с которым Гете начали научно сотрудничать осенью 1800 года . Поскольку Риттер пошел к Гете на следующий день после своего открытия и поэкспериментировал с ним два дня спустя, есть все основания полагать, что Гете был одним из первых, кто услышал об открытии Риттера.
В соответствии со своим пониманием «единства природы» Гете не только задавал физические вопросы, например, о природе света, но и спрашивал, как он, особенно его цвет, воспринимается . Последнее – не чисто физическая проблема. Гете вступил в противоречие с физической наукой не потому, что он вышел за пределы ее вопросов, а потому, что он считал ее ответы неправильными и заменял их своими собственными неправильными физическими выводами. Поводом для него был его взгляд через призму, от которого он ошибочно ожидал тех же результатов, что и Ньютон из своего эксперимента с призмой. Поскольку это не так, он небрежно пришел к выводу, что «учение Ньютона ошибочно».
Дизайнерские эксперименты с цветовым кругом
Дизайнеры всегда ищут новые идеи, доказывают неизвестные раньше модные теоремы и пополняют ряд аксиом, предлагая свои смелые эксперименты, которые, однако, не противоречат цветовой логике. Применяйте их идеи и рекомендации, они точно помогут найти правильное решение в колористике каждого лука. Предлагаем некоторые полезные рекомендации:
- при красном в качестве основного выбирайте в дополнение нежный розовый, чистый белый и нейтральные тона;
- желтый желательно разбавить насыщенностью, для этого идеально подойдут яркий красный и черный цвета;
- к зеленому с холодным подтоном выбирайте нюд;
- коричневый с красным – новая модная фишка;
- бирюза отлично сочетается с вещами янтарного оттенка;
- коралловый можно разбавить нейтральным серо-жемчужным для пикантности.
Трендовое сочетание в женском гардеробе: коричневый и красный.
Ультрамодный кораллово-серый дуэт в женском гардеробе смотрится элегантно и нежно.
Цветовые круги
Цветовой кругВ 1793 году Гете рисует цветовой круг, в котором не только противопоставляет друг другу два основных цвета – синий и желтый, но и добавляет в качестве третьего угла красный цвет. Возникает круговая диаграмма, в которой три основных цвета чередуются с оранжевым, лиловым и зеленым, красный располагается на самом верху, а зеленый – внизу.Тот полукруг, который начинается с зеленого – через желтый к красному – он называет плюсовым полюсом, а противоположный полукруг – минусовым.
Плюс- и минус-цвета, цвета и чувстваГете связывает цвета с чувствами. Цвета плюса и минуса вызывают различные эмоции. Он понимает цвета как чувственные качества, неразрывно связанные с человеческим сознанием. Таким образом, Гете был весьма близок к используемым сегодня тестам в психологии цвета. Желтовато-красные тона, располагающиеся на плюсовой стороне круга, ассоциируются со светом и силой, аурой теплой защищенности. Минусовой полукруг цветового круга, начинающийся синим, подчеркивает боль утраты, сумрачные мысли, создает дистанцию. Фиолетовый углубляет в нас неуверенность, слабость и тоску.
Гармония цвета, гармония чувствРядом с цветовым кругом Гете выстраивает небольшие треугольники, в которых демонстрирует оказывающие особенно сильное влияние «цветовые аккорды», то есть сочетания. Разделив цвета на различные группы влияния (желтый означает власть, красные тона – страсть, нежность кроется в синеватых тонах), он пришел к идее равновесия и сочетаемости цветов, которая была позднее продолжена Вильгельмом Оствальдом в книге «Гармония цвета» (1918).
Цветовой круг и. Иттена
Для сравнения NCS-системы с другими познакомимся основными положениями теории цветов, созданной живописцем и теоретиком искусства Иоханнесом Иттеном (1888-1967).Теория гармонии и контрастов цветов И. Иттена основывается на простой и ясной системе упорядоченности цветов из 12-ти частей. Основой цветового круга являются цветовые тона т.н. первого порядка – желтого, красного и синего. Цвета второго порядка – оранжевый, зеленый и фиолетовый, расположены напротив первых. По обе стороны от цветов первого и второго порядков находятся цвета третьего порядка, которые получают смешением находящихся рядом цветовых тонов. Ими являются оранжево-желтый, пурпурный, сине-фиолетовый, льдисто- синий и лиственно-зеленый.
В этом круге напротив каждого цвета расположен противоположный ему цвет (комплиментарный контраст). Исходя из данного принципа цветовой круг можно разделить и на большее количество цветовых секторов.В живописи и дизайне с помощью цветового круга можно определить гармонии и контрасты. Наибольший контраст обнаруживается у находящихся друг против друга цветов (комплиментарный контраст). Можно также подобрать набор цвета с помощью квадрата, равнобедренного треугольника или прямоугольника. Для получения гармоничного сочетания нужно использовать два-три рядом стоящих тона одного цвета.
Цветовые комбинации:
Ахроматические
Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.
Цвета ахроматические
В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.
Основные цвета
Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.
Основные цвета
Составные
Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.
Составные цвета
Сложные
Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.
Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.
Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.
Контрастные
Контрастные цвета – это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.
Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.
Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.
Дополнительные
Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.
Пример дополнительных цветов:
Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.
Монохроматические
Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.
Родственные
Родственные цвета – это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.
Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.
Нейтральные
Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.
Пример нейтральных цветов:
Родственно-контрастные
Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.
Пример родственно-контрастных цветов:
Личность создателя цветовой концепции
Гёте Иоганн Вольфганг родился в 1748 году в торговом городе Германии – Франкфурте-на-Майне. Это один из самых выдающихся философов и поэтов конца XVIII – начала XIX века. Однако мало кому известно, что Иоганн Вольфганг был также ученым-естествоиспытателем – он собрал значительную коллекцию минералов, в честь него был назван один из них – гётит, а также был удостоен чести увековечить свое имя в названии одного из кратеров на планете Меркурий.
К одному из главных достижений сего мужа в сфере естественных наук относится «цветовой круг Гёте» – учение о цвете и его сочетаниях, опубликованное в 1810 году в книге «К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre). В ней ученый изложил свой субъективный взгляд на природу цвета, а также раскрыл вопросы относительно человеческого световосприятия. Данная теория шла вразрез с преобладающим в то время физическим учением о природе цвета, в связи с чем не была всерьез воспринята современниками. Однако Иоганн Вольфганг и не стремился объяснить указанное явление с точки зрения физики. Больше всего его волновал вопрос: «Какие чувства и эмоции вызывает у человека тот или иной цвет?»