Геометрическая резьба по дереву для начинающих (эскизы, узоры)

Модели оружия

Детализированные и сложные модели огнестрельного оружия из фанеры, станут привлекательным элементом декора и отличной тренировкой по выпиливанию лобзиком. Изделия имеют сборное строение и представляют собой объемные модели. Изготовление деталей требует определенного опыта, так как даже небольшие неровности повлияют на прочность поделки.


Представленные ниже трафареты оружия для выпиливания лобзиком, рассчитаны на работу с тонкой фанерой (2-3 мм). Перед началом работы, убедитесь, что толщина вашего фанерного листа, равна высоте паза в оружии, на распечатанном шаблоне. Если толщина материала будет больше или меньше, собрать модель не удастся.Beretta

M19 BULDOG

Carbine 15

Легкий урок

Предлагаем вашему вниманию интересный мастер-класс для начинающих, позволяющий освоить основные приемы геометрической резьбы.

Для работы понадобятся:

  • древесина мягкой породы (наилучший вариант – доска из березы);
  • нож-косяк;
  • карандаш;
  • линейка.

Первым делом необходимо нанести эскиз будущего узора на основу. Для этого начертим две линии, параллельные друг другу, расстояние между которыми будет 1 см. На каждой линии сделаем отметки, через 1 см каждая, чередующиеся в шахматном порядке.

Теперь, используя сделанные ранее отметки, нарисуем ряд треугольников. Обозначим внутри каждого центр маленькой точкой.

Соедините центры треугольников с их углами (иными словами – проведите радиусы описанных окружностей).

Теперь можно приступить к начальному этапу резьбы. Прежде чем это сделать, необходимо ознакомиться с правилами безопасности при работе с режущими предметами:

  • инструмент должен находиться в ведущей руке;
  • другая рука должна лежать перед резчиком;
  • во время работы нельзя отвлекаться, необходимо быть максимально внимательным и сосредоточенным.

Приступаем к резьбе.

«Носок» (выступающую часть) резца вводим на глубину 4-5 мм, а «пятку» наклоняем до угла треугольника.

С наклоном ножа в сторону аккуратно вырезаем одну сторону треугольника.

Поворачиваем доску на 90 градусов и вырезаем остальные стороны треугольника.

Данный вид резьбы называется «трехгранно-выемчатым».

Прорабатываем остальные треугольники. По завершению ряда получим вот такой орнамент:

Снова отмечаем центры полученных треугольников и соединяем их с вершинами.

Вырезаем тем же самым способом, получая в результате узор-змейку, как на фотографии.

Прорисуем еще одну строчку с идентичным узором.

Вырезаем сначала верхние, а затем и нижние треугольники.

В итоге получается узор-розетка.

Познакомимся с еще одним интересным элементов. Начертим окружность произвольного диаметра и разделим ее на произвольное количество частей.

Соединим точки, которыми мы разделили окружность, с ее центром.

Внутри первой окружности изобразим еще одну, прорисуем лучи.

Снова работаем с резцом. Действуем по описанной схеме («носок» углубляем, «пятку» направляем на основание).

Получаем скол треугольной формы.

Вырезаем все треугольнички.

Делаем надрез вдоль внутренних линий луча.

Вырезаем сначала одну, а затем и другую сторону.

Получаем оформленный луч, выступающий над поверхностью.

Таким же образом прорабатываем остальные лучи, получившийся узор называется «сияние».

Необязательно делать лучи прямыми. Возможен и такой вариант узора.

Стачиваем все шероховатости мелкозернистой наждачной бумагой.

Вот такие работы можно получить на основании навыков геометрической резьбы, полученных в данном уроке (на фото– разделочные доски, альбомы, шкатулки):

Процесс резьбы

Подготовка к работе

Когда мы приобрели все необходимое, можно приступать к освоению методики вырезания фигурок своими руками.

Однако вначале мы беремся не за нож, а за карандаш:

Эскиз рейной совы

  • На листе бумаги делаем несколько набросков, прорисовывая основные элементы нашей будущей фигурки. Это опытные мастера могут работать «от материала» – нам же на первых порах желательно иметь заранее продуманный эскиз.
  • Если есть возможность, то разделяем будущую фигурку на несколько частей, которые затем можно будет собрать на штифтах. Очень часто по такому методу вырезают длинные хвосты животных, конечности, расположенные перпендикулярно основной плоскости и т.д.


Эскиз, пластилиновая модель и подготовка формы

  • Затем берем заготовку и отмечаем на ней основные части будущей фигурки. Конечно, полностью переносить рисунок не нужно, но основные линии должны быть у нас перед глазами.
  • Затем обрезаем части заготовки, которые не будут использоваться в работе.

Черновая обработка

Инструкция по черновой обработке будет следующей:

Вначале от заготовки отрезаем или отпиливаем все части, которые будут выходить за пределы фигурки. Наша задача – получить простую геометрическую форму, контурами повторяющую будущее изделие.


Фото результатов черновой резьбы

  • Затем на границах частей фигурки (голова, туловище, конечности) делаем пропилы, глубина которых чуть меньше требуемой по эскизу.
  • Используя нож для резьбы, начинаем формировать контуры каждой части, срезая фрагменты древесины от пропила до пропила. Удобнее всего начинать с углов заготовки, постепенно выводя каждую деталь на восемь граней.
  • Продолжаем работу, снимая с каждым разом все более тонкую стружку.


Выполнение основных форм

Чистовая обработка

После того как мы вывели общие контуры фигуры, нам необходимо переходить к формированию мелких деталей, рельефных элементов и орнаментов. Для этой цели используем не только стандартный нож, но и дополнительные резцы, которые были перечислены в предыдущем разделе.


Некоторые детали вырезаются отдельно

Чистовую обработку выполняем таким образом:

  • На черновую заготовку наносим контуры будущих элементов.
  • Края вырезаемой детали обозначаем либо с помощью проколов шилом, либо путем прореза на необходимую глубину с использованием острия ножа.
  • Затем выполняем резьбу, выбирая каждым движением небольшое количество древесины и при необходимости сглаживая углы.


Проработка мелких деталей очень важна

  • Качественно прорабатываем углубления, вначале процарапывая их с помощью копьевидных инструментов, а затем формируя края ножом-косяком или угловой стамеской.
  • Если эскиз предусматривает наличие сквозных отверстий, то вначале просверливаем паз с помощью тонкого сверла, а затем расширяем, обрабатывая края резцами.
  • На гладкие поверхности наносим рельеф из множества однотипных элементов – насечку или выборку.

Естественно, чем меньше будет размер декоративных элементов, тем сложнее нам будет работать, так что начинать лучше с достаточно крупных объектов, постепенно совершенствуя мастерство фигурной резьбы.

Отделка фигурки

Чтобы деревянные фигуры животных для интерьера и другие детали выглядели привлекательно и долгое время сохраняли свой первозданный внешний вид, их необходимо подвергнуть защитной обработке:

Вначале с помощью наждачной бумаги шлифуем все участки, которые должны быть идеально ровными и гладкими.


Лакированное изделие после шлифовки

  • Протираем фигурку влажной ветошью, снимая мельчайшую древесную пыль.
  • Обрабатываем изделие морилкой или другим составом, защищающим дерево от гниения.
  • Сверху наносим несколько слоев лака, который предотвратит попадание влаги в целлюлозные волокна.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. ель;
  5. сосна;
  6. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. дуб;
  2. красное дерево;
  3. бук;
  4. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Виды резьбы и техники

Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:

  • контурная;
  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • скульптурная;
  • сквозная;
  • рельефная.

Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.

Контурная

Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.

Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.

Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.

Геометрическая

Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.

В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • круги;
  • прямоугольники.

Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.

Плосковыемчатая

Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.

Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.

Скульптурная

Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.


Скульптурная резьба по дереву

В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.

Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.

Сквозная

Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.

Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.

Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.

Рельефная

Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.

Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.

Виды

Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.

Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.

Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.

Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.

Геометрическая

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.

Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.

Плосковыемчатая

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.

Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.

Скульптурная

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.

Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

Изучаем резьбу по дереву для начинающих с основными техниками

Первым и основным помощником для мастера станет нож-косяк. Он представляет собой резак с коротким лезвием, скошенным под углом. Им удобно вырезать геометрические узоры и некоторые другие элементы.

Кроме того, пригодится набор стамесок. Они отличаются друг от друга формой и размером. Существуют плоские стамески; полукруглые стамески различных диаметров для вырезания желобков и выемок; квадратные и треугольные – для различных приемов резьбы. Изначально, чтобы не тратиться на дорогостоящие инструменты, некоторые мастера самостоятельно затачивают плоские отвертки для этих целей. Также существуют различные инструменты для профессиональных мастеров, которые пригодятся ремесленнику после того, как будут в совершенстве освоены приемы резьбы с основными орудиями. Кроме того, резчики иногда пользуются и электрическими приспособлениями: фрезером, лобзиком и даже бензопилой.

Выбираем породу дерева для разных видов резьбы

Чтобы освоить резьбу по дереву с основными техниками для начинающих, нужно понимать, что различные породы дерева обладают отличающимися друг от друга качествами. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Мягкие породы дерева – липа и можжевельник. Из них легко вырезать, но при этом видны все огрехи и лишние надрезы. Многие мастера не советуют начинать учиться, используя их. Ель и сосна – более плотные и долговечные материалы, но за счет этого сам процесс резки немного усложняется. По березе резать довольно просто, но она не слишком прочна, со временем изделие может деформироваться и потемнеть. Таким образом, выбор древесины остается за мастером.

Простой способ, как не уделять на этот аспект слишком много внимания: взять имеющуюся разделочную доску дома или заготовку шкатулки в магазине рукоделия. Также можно попробовать на бруске из гаража. Когда Вы поймете, что резное дело – для Вас, можно закупаться специальным материалом.

При выборе древесины нужно обращать внимание не только на породу дерева, но и на однородность бруска, отсутствие сучков и трещин. При подготовке не следует обрабатывать брусок наждачной бумагой, чтобы частички не остались на дереве, способствуя затуплению ножа

При обучении любому делу важно помнить о принципе постепенности. Не стоит начинать вырезать по дереву со скульптурной резьбы: в этом случае велика вероятность того, что ничего не выйдет, пока он не умеет держать нож в руках или не имеет представления об объеме изделия

Как ни странно, для того, чтобы овладеть этим ремеслом, необязательно быть художником. Для выполнения красивых работ достаточно правильно держать нож в руке и владеть азами этого искусства. Чтобы сделать узор на шкатулке, доске или где-то еще, можно воспользоваться готовыми экскизами, трафаретами и шаблонами, которые можно в изобилии найти в интернете или в книгах, а также можно повторить на дереве рисунки в книгах или узоры на тканях, например.

Подготовка к работе

Существует несколько способов резьбы на фанере. Это могут быть такие виды, как ажурный метод, выпиливание на материале, использование окрашенной поверхности фанеры. Кроме того, данные методы можно совмещать, чтобы добиться удивительных результатов, способных вызвать восхищение у любого человека.

Чтобы из фанеры вырезать что-нибудь, необходим сам материал, то есть заготовка. Заготовка должна быть хорошего качества, без повреждений, трещин и любых других дефектов. Толщина фанеры может быть разной, начиная с 3 мм, заканчивая 12 мм, все зависит от планируемой работы и результата, который должен быть после завершения процесса резьбы. Кроме того, размер и форма материала подбираются исходя из того рисунка, который будет наноситься на поверхность.


Инструменты для резьбы по фанере: 1 – ножи-косячки; 2 – стамески плоские; 3 – стамески полукруглые; 4 – клюкарзы; 5 – стамески уголковые; 6 – рашпили; 7 – лобзики (ручной и ножной).

Следует помнить, что легче всего резать линии вдоль слоя материала, а не поперек, как многие привыкли думать. Поэтому основа для резьбы на фанере должна быть выпилена таким образом, чтобы линии изображения были расположены вдоль наружного слоя.

Перед процессом покраски заготовки необходимо материал подготовить для работы. Для этого рекомендуется края материала зачистить, используя напильник. Материал не должен крошиться, поэтому данную работу нужно выполнять вдоль кромки. После этого требуется обработать поверхность фанеры, на которой будет вырезаться изображение. Для данной цели необходима крупная и мелкая наждачная бумага. Сначала обработка проводится крупной бумагой, затем аккуратно обрабатывается мелкой. Таким образом, поверхность фанеры должна быть гладкой. По завершению обработки поверхность следует обработать влажной тряпочкой, чтобы убрать пыль.

Для покраски заготовки следует использовать красящие материалы темных тонов. Для этого хорошо подойдут такие цвета, как синий, серый или черный. Можно воспользоваться обычной гуашью и акварелью, но в таком случае внешний вид заготовки через время потеряет свою красоту, поэтому рекомендуется использовать нитрокраску. Она хорошо наносится, равномерно распределяясь по поверхности. Кроме того, подобная краска быстро высохнет, на что потребуется около 20-30 минут.


Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе: а – одной рукой: 1 – на себя; 2 – от себя; б – обеими руками: 1 – на себя; 2 – от себя.

Для нанесения краски следует использовать не кисть, а тампон, желательно поролоновый. Краска наносится равномерным слоем, покраску следует выполнить быстро. При необходимости проведения подкраски это рекомендуется делать сразу, пока не засох слой.

Указанные выше средства для покраски подходят для нанесения контурных и силуэтных рисунков. Для нанесения теневых изображений заготовку следует покрыть водным раствором. После того как изображение будет вырезано, некоторые места необходимо обработать наждачной бумагой или ластиком.

Для резьбы из фанеры можно использовать различные рисунки, как из собственного творчества, так и любые другие

Важно лишь помнить, что изображение должно быть законченным, все линии рисунка доведенными до финальной стадии. Четко прорисованное и законченное изображение позволит облегчить работу, во время вырезания не придется что-либо подправлять, а только остается следовать намеченным контурам

Для нанесения изображения подойдет такой метод, как использование кальки. Через нее рисунок переводится, затем наносится на заготовку. При несоответствии оригинала изображения размеру рисунка, который следует нанести на заготовку, его можно увеличить

Важно это сделать до начала резьбы. Кроме того, нужно следить, чтобы в рисунке не было пропущенных элементов, иначе конечный результат работы может существенно отличаться от предполагаемого

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий