Акустические системы, потолочные динамики и колонки

Типы встраиваемых колонок

Разделить потолочную акустику можно по следующим параметрам:

  • по внешнему виду (форме) колонок. Сам по себе на качество звучания он никак не влияет, но зато дает возможность выбора предпочтительного варианта. Встраиваемые колонки для потолка могут быть квадратными, овальными или же круглыми.
  • по размеру, который является величиной внутреннего динамика, рассчитанный в дюймах. Наименьший размер у 3 дюйма. Компактность данного вида колонок позволяет вмонтировать их даже в подвесной потолок «Армстронг». А если выкрасить защитную решетку в цвет панелей, то колонки будут просто сливаться с потолком.

Следующий размер – это 5 дюймов. Такие колонки уже будут звучать более чисто и не исказят ни речь, ни музыкальные композиции, а возможно это из-за расширения диапазона частот воспроизведения. Такая акустика подойдет для потолка из гипсокартона или реечного.

Модульные встраиваемые акустическая система и динамики

Для помещений с большой квадратурой применяют 8-дюймовые колонки. Это прекрасный вариант создания дома эффекта присутствия в настоящем кинотеатре. Спецэффекты, основное звучание – все будет звучать максимально реально и чисто. Такие колонки имеют достаточно внушительный вес, поэтому для их установки необходимо соорудить крепкое основание и в дополнение закрепить регулируемым подвесом.

по классу воспроизведения звука. Тут всего два варианта – трансляционные и низкоомные.

Предназначение трансляционных колонок вытекает из названия. Это хороший способ транслировать речь. В этих системах больше внимания уделяется не качеству воспроизведения, а  громкости звучания. Повстречать такое звуковое оснащение можно в спортклубе, торговом центре, учебных заведениях и др. общественных местах. Технические характеристики этих колонок дают возможность им работать при напряжении сети от 70 до 100В. Последняя величина – это предел допускаемого значения. Встраиваемые громкоговорители разделяют на низко-, высоко- и среднечастотные. К тому же, классифицируя по разновидности динамика, трансляционные колонки могут быть двухполосные и широкополосные. Эти показатели прямо влияют на напряжение, при котором допустима эксплуатация акустики.

Рассматривая потолочные колонки с точки зрения функционала можно с твердостью утверждать, что эти виды колонок дают наилучшее по качеству звучание, потому что его распространение происходит равномерно по всей площади и избавляет от ощущения, что акустика находится в каком-то конкретном месте, напротив, звук наполняет пространство полностью. Такими особенностями обладает большинство современных моделей колонок. Уже давно не секрет, что слушатель воспринимает с комфортом звучание, распространяемое по горизонтальной плоскости и в связи с этим, потолочные колонки можно считать равноценной заменой профессиональной напольной акустики.

Еще одним плюсом потолочных колонок является мобильность. Встроенную систему можно с легкостью перенести в другое место, если приобрести модели, позволяющие производить подобные манипуляции. К тому же, есть колонки с подвижным динамиком, который можно повернуть в любую сторону. Для доступа к поворотному механизму предусмотрено выдвижение акустики из подвесного потолка. В домашних условиях пока такие модели не пользуются популярностью, но зато нашли себе применение в  малых актовых залах и офисных помещениях. Потолочные колонки с направленным звуком необходимы там, где есть места, требующие тишины, без уменьшения громкости колонок.

Технология подключения

Для правильного монтажа нужно знать расстояние между базовым и подвесным потолком. Это определит выбор открытой или закрытой системы.

Подготовка комнаты

Подготовительные работы состоят из следующих этапов:

  • Звукоизоляция базового потолка.
  • Прокладка каналов под провода в стенах с выводом их на потолок. Раскладка кабеля до мест подключения колонок.
  • Монтаж выбранного вида потолка.
  • Для системы из гипсокартона требуется произвести финишную отделку.
  • Разметка расположения колонок на потолке. Производится с помощью шаблона, прилагаемого к оборудованию.

Варианты звукоизоляции

Звукоизоляция потолка может выполняться на каркасной и бескаркасной основе. Бескаркасная предпочтительнее, так как ее можно поместить под гипсокартонный и натяжной потолок. Каркасная предполагает монтаж специальных плит.

Материалами для звукоизоляции могут быть:

  • Пенопласт. Пористый материал хорошо поглощает звук и легко клеится к базовому потолку. Минус применения состоит в том, что потолок должен быть абсолютно ровным.
  • Шуманет – стекловолокнистые плиты. Их плюс в негорючести и гибкости. Могут приклеиваться к потолку с перепадами высоты. Материал эффективный и недорогой.
  • Софтборд – плиты на основе древесного волокна толщиной 8 мм. Клеятся на базовый потолок. Минусы – неустойчивость к влаге, требовательность к ровному покрытию.
  • Звукоизоляционный гипсокартон. Им обшивают потолочную конструкцию вместо обычного гипсокартона. Материал более дорогой, толщина составляет 125 мм. Преимущество состоит в решении сразу двух задач: звукоизоляции и монтаже подвесного покрытия.
  • FLEXAKUSTIK – инновационный материал из огнестойкой пены. Может использоваться как внутренняя звукоизоляция и наружное покрытие. Выпускается в разных вариантах дизайна. Выбор наружной системы потребует установки каркаса.


FLEXAKUSTIK – материал для шумоизоляции

Звукоизолирующий материал монтируется до крепления финишного потолка, поэтому его конструкцию нужно продумать заблаговременно.

Подвесные потолочные панели Армстронг уже обладают звукоизолирующими свойствами и не нуждаются в дополнительной шумоизоляции. Панели закрепляют на специальном каркасе. Плиты изготавливаются из минерального огнестойкого волокна, имеют перфорацию.

Подключение системы

Подключение потолочной акустической системы имеет разные варианты в зависимости от ее вида и варианта потолка.

Для гипсокартонной конструкции соблюдается следующая последовательность работ:

  1. В местах подключения колонок электролобзиком или дрелью с коронкой проделываются отверстия нужного размера.
  2. Колонка подключается к проводам и закрепляется специальными фиксаторами.

Для натяжной конструкции нужно предусмотреть крепления на основном потолке, так как их придется прикрутить к нему. На полотно выводится только лицевая часть колонки. Предварительно в местах вывода оборудования наклеивают защитные кольца из ПВХ, которые предохраняют полотно от разрыва. Внутри кольца делают отверстие и подключают колонку.

В потолках типа Армстронг устанавливают преимущественно потолочные акустические панели на специальную усиленную рамку. Панели гармонируют с общим дизайном конструкции, не выступают за пределы плит потолка.

Лучшие акустические потолочные системы можно приобрести в специализированных магазинах, где можно получить грамотную консультацию. Выбор потолочной акустики в Москве очень широк – от сравнительно недорогих до элитных систем. Самыми лучшими для дома считаются закрытые многополосные активные потолочные акустические системы. В основном их приобретают для оснащения домашних кинотеатров.

Потолочный вопрос

О вертикальной локализации заговорили впервые с внедрением стандарта окружающего звука формата 9.1 и Dolby Pro Logic IIz в 2009 году, когда появились «передние высотные» каналы (front height left & right). Дополнительные динамики размещались на высоте пары метров от стандартных фронтальных каналов. Это позволило усилить впечатления, путем создания дополнительного измерения в сцене — вертикального. Т.е. стало возможным задать высоту объекта, например, чтобы шаги звучали внизу (в обычной плоскости), а голос человека чуть выше. В западной прессе даже проскальзывала фраза «voice of God», намекая на специфику звука в церквях, где за счет высокого купола создается впечатление, что голос ниспадает свыше. Однако проблема этого формата заключалась в том, что реального звука сверху не получалось, особенно если зал большой. Вместо разделения и вертикали легко было получить размытую звуковую сцену. Поэтому Dolby пошла дальше и переместила колонки полностью на потолок.

Рекомендованная Dolby схема установки акустики в 7.1-канальном домашнем кинотеатре

Другими словами, данные каналы никуда не делись: их решили переместить на потолок, и в спецификации Dolby Atmos уже четко говорится, что дополнительные каналы должны излучать конкретно сверху. Потолочные динамики стали неотъемлемой чертой самых новых многоканальных систем, когда речь заходит о многоканальных домашних кинотеатрах с конфигурацией 9.2, 11.2 и больше.

Зачем нужен потолочный звук в принципе? Как и все прочие динамики, они способствуют более подробной звуковой картине при просмотре кино, причем задают не только положение объекта, но и помогают правильно воссоздать его размер. Одним из главных преимуществ Dolby Atmos инженеры называют не столько само положение предмета в сцене, но и возможность лучше определить его величину, так чтобы муха была определенно меньше вертолета. Включите прямо сейчас любой фильм на традиционной ДК-системе и задумайтесь, насколько сложно определить габариты объекта, если вы закроете глаза. Эта проблема решается, в том числе, и дополнительными «верхними» каналами.

Рекомендованная Dolby схема установки потолочных динамиков (подробные данные смотрите на сайте в гиде по установке Atmos-систем, eng, PDF)

Но если в коммерческих кинотеатрах мы говорим о 6-8 динамиках, то в домашних условиях зачастую можно обойтись всего парой. Но это не отменяет проблем и массы недостатков потолочной акустики: требуется штробить каналы в потолке и стенах для акустических кабелей, подобно прокладке электрической сети; выбирать открытый или закрытый корпус. Открытые, например, резонируют из-за внутреннего пространства навесного потолка, которое гораздо больше объема, чем требуется (поэтому нужно заполнять пространство специальными звукоизоляционными материалами). «Потолочники» в закрытом корпусе при отсутствии подобных недостатков также требуют перепланировки из-за прокладки тех же кабелей. Наконец, такие динамики можно разместить далеко не в каждом помещении. Поэтому и возникла потребность в компромиссном решении.

Схема из технического руководства к акустике Heco AM 200. По ней видно, что нужно внимательно отнестись к расстановке систем, учитывать угол отражения

Такой технологией стали акустические системы отраженного звука, специально разработанные для полноценной замены колонки потолочной акустики. Для них не придется штробить стены и менять конфигурацию потолка: они вообще никаких строительно-монтажных работ не требуют. Они просто ставятся на уже имеющиеся напольные или полочные колонки, а их драйверы направлены под углом в потолок.

Пара слов об особенностях монтажа

Приобретённую модель ещё нужно установить и сделать это собственными руками, как я уже писал выше, несложно. Единственное, где может всё-таки понадобиться совет профессионала, так это в выборе мест размещения колонок, чтобы гарантировано получить максимальный акустический эффект.

Далее же рассмотрю монтажные работы на примере гипсокартонного потолка:

  1. На этапе возведения каркаса проводим через его конструкционные элементы всю необходимую проводку к точкам установки звуковых систем. При необходимости добавляем звукоизоляционный материал;

Готовая шумоизоляция и выведенные провода

  1. После окончания монтажа гипсокартона наносим разметку в соответствии с посадочными местами приобретённых устройств;
  2. При помощи электрического лобзика, оснащённого тонкой пилочкой, вырезаем нужные отверстия. Также для этого можно применить насадку в виде коронки и дрель или перфоратор, в таком случае достаточно будет отметить лишь центр будущего проёма;

Сверление отверстия в гипсокартонном потолке под установку акустической системы

  1. Подключаем провода к колонке;
  2. Вставляем устройство в проём и закрепляем с помощью специальных фиксаторов;

Зафиксированная в потолке акустическая система

Встраиваемые акустические системы

Разметка мест под акустику с помощью лекала

Большинство производителей звуковоспроизводящей аппаратуры решили, что акустика в потолок должна столь же легко монтироваться, как и точечные источники освещения, специально разработанные для обустройства подвесных потолочных конструкций.

Понятно, что звуковой эффект акустической системы без тщательно рассчитанного внутреннего объема будет далек от идеального.

Именно поэтому встраиваемая в потолок акустика стала выпускаться производителями двух типов:

  • Открытая;
  • Закрытая.

Акустика открытого типа

Конструктивно потолочная акустическая система открытого типа  представляла собой:

  • Динамик;
  • Крепежную раму;
  • Контактную группу для фиксации акустического кабеля;
  • Защитную решетку (гриль).

Простейшая потолочная акустика

У подобных систем один общий недостаток – для воспроизведения звуковой информации роль корпуса исполняет внутреннее пространство подвесного потолка.

А оно практически всегда:

  • большего объема, чем требуется конкретному динамику;
  • резонирует.

Поэтому, ухудшение звучания производители вынуждены компенсировать улучшением характеристик материала динамика, что влечет за собой удорожание всего изделия. Либо рекомендовать владельцам помещения обрабатывать внутреннее пространство потолка специальными звукоизоляционными материалами.

Звукоизоляция потолка под установку акустики открытого типа

Конечно, можно обойтись и без звукоизоляционных материалов при установке акустики открытого типа. На среднем уровне громкости искажения, вызываемые резонансом звуковой волны и конструкций потолка, будут не слишком заметны.

Акустика открытого типа часто устанавливается в:

  • конференц-залах;
  • учебных классах;
  • аудиториях;
  • местах ожидания клиентов (сфера услуг) и т.п.

Встроенная в потолок акустика открытого типа в конференц зале

Акустика закрытого типа

И совсем другой принцип демонстрирует закрытого типа акустика встраиваемая в потолок.

На ней частенько останавливают свой выбор:

  • настоящие ценители звука;
  • а также те, кого не привлекают массивные корпуса классических колонок и тянущиеся акустические кабели от усилителя к колонкам.

Закрытая акустика для потолка в нестандартном корпусе

Нередко выбор встраиваемой акустики диктует:

  • недостаток места в помещении;
  • либо желание владельцев спрятать акустику, растворить ее в пространстве.

В то же время понятно, что не в каждом помещении можно опустить потолок вниз на 15-20 сантиметров, однако и эту проблему решили достаточно оригинальным способом.

В частности, корпуса стали изготавливать:

  • сложной формы, чтобы они вписывались в габариты подпотолочного пространства;
  • и при этом их объем был достаточным для четкого воспроизведения звуковой информации без искажений.

Специальный потолочный маскировочный элемент для монтажа корпусной акустики

Там, где это не удается сделать физически, нагрузка по реализации ложится на плечи:

  • строителей;
  • специалистов по дизайну.

С их помощью часто рождаются оригинальные идеи, воплощаемые в потолочные конструкции, скрывающие полноценную акустику высокого уровня.

Пресс-центр со встроенной акустикой под потолком с шумоизоляцией

Гостиная, спальня и т.п.

Делать интегрированную акустику в жилых комнатах целесообразно прежде всего экономически. Почему – см. цены на модульные АС. Еще лучше, если стена, на которой будут размещены динамики, утеплена снаружи или смежная с соседней комнатой. В таком случае, если обшивка под акустику выполнена правильно (см. ниже), можно просто взять доску (переднюю панель) от старых колонок вместе с динамиками и разделительными фильтрами и поставить в стену. Нужный объем воздуха за доской легко получается установкой горизонтальных перегородок. Главная задача при этом – обшить стену так, чтобы гипсокартон не резонировал.

Схемы обрешетки под обшивку стен гипсокартоном с установкой встроенной акустики

Схемы обрешетки под обшивку стен гипсокартоном с установкой встроенной акустики для музыки и телевизора с сабвуфером (общей для обоих каналов басовой АС) даны на рис. Акустическое оформление комбинированное – щит с поглощающей структурой, ее образуют перфорированные рейки обрешетки совместно с полостями между ними, и/или закрытый ящик. Размер ячей обрешетки – не более 400х400 мм. Шаг установки крепежа гипсокартона – не более 80 мм. Если полости за обшивкой заполнить минватой (лучше – синтепоном, см. также далее), звук только улучшится. Наклон угловых секций относительно базовой стены – 10-30 градусов. Обрешетка одноуровневая, ее рейки врезаются на перекрестьях вполдерева. Каналы перфорации «дырявых» реек обрешетки должны располагаться параллельно стене. Поскольку басовых динамиков конструктивной глубиной 40 мм не бывает, под сабвуфер нужно из цельных реек или досок толщиной 40 мм выгородить надставку-ящик. Динамики в соотв. ячейки обрешетки монтируются обязательно на досках толщиной от 20 мм.

Об объеме за динамиками

Если в описанное акустическое оформление будут устанавливаться динамики с фильтрами от старой АС с фазоинвертором, то всю обрешетку нужно будет собрать из цельных реек, а объем за динамиками подогнать до величины его в исходной АС с помощью горизонтальных перегородок, т.к. иначе работа фазоинвертора нарушится.

Если же устанавливаются динамики от старых АС типа закрытый ящик, то объем за угловыми динамиками в стене нужно пересчитать на максимально допустимый по какой-либо из известных методик либо воспользоваться упрощенной (см. далее). Дело в том, что на производстве, в т.ч. в очень солидных фирмах, дизайнеры, маркетологи, экономисты и эргономисты часто всем скопом давят на конструкторов, заставляя их делать АС – закрытые ящики объема много меньше оптимального. Напр., объем потенциально очень неплохой 6АС-1 сделали 6,5 л в расчете на определенную категорию потребителей, а технически оптимальный для тех динамиков – 30 л. Звук тех же динамиков с фильтрами в подходящем ящике меняется поразительно – не в худшую сторону.

Преимущества потолочной акустической системы

Потолочная акустика имеет множество преимуществ, среди которых стоит назвать следующее:

  1. Главное достоинство этих систем – создание равномерного звучания в комнате. Традиционные колонки в помещении большой площади или с большим количеством людей для получения хорошего звучания требуют установки дополнительных источников или увеличения звука.
  2. Благодаря скрытой системе инсталляции потолочные динамики в интерьере совершенно незаметны и не портят интерьер помещения. Нет громоздких корпусных колонок и множества проводов.
  3. Небольшие размеры и вес техники не утяжеляют перекрытие и конструкцию подвесного потолка.
  4. Благодаря расположению на потолочной поверхности система считается антивандальной.
  5. Большой выбор расцветок и вариантов конструктивного решения позволяет подобрать изделие под стиль интерьера.
  6. Приборы во влагостойких корпусах подходят для установки в местах с повышенной влажностью, например, в ванной комнате или на кухне.
  7. Встраиваемое потолочное оборудование позволяет освободить место на полу.
  8. Простой монтаж по принципу точечных светильников – дополнительное преимущество таких систем.

Хорошо или плохо

Что хорошего сулит такая интеграция акустических технологий в жилые помещения, и какие причины столь долго отодвигали этот момент? Давайте разбираться:

Достоинства

Начну, пожалуй, с того, почему многие меломаны или просто любители усовершенствовать своё жильё ринулись в соответствующие отделы специализированных магазинов за потолочными акустическими системами:

  1. Экономия полезного пространства. Большинство наших квартир, да и частных домов не может похвастаться большими габаритами, что вынуждает бережно относиться к каждому квадратному сантиметру используемой площади. Но ведь всё, что окажется встроенным в потолок никак не отразится на обстановке помещения, не помешает размещению мебели, не станет очередным препятствием при преодолении комнаты;

Встраиваемые потолочные колонки не «съедят» даже миллиметра используемого вами пространства

  1. Полная защищённость от нежелательных физических контактов. Пробегающая мимо собака, любознательный кот, изучающий территорию маленький ребёнок и даже подвыпивший гость не смогут добраться до дорогостоящей системы и, следовательно, не навредят ей;

Чем выше находятся потолочные колонки для домашнего кинотеатра, тем меньше за них переживать хозяевам

  1. «Вездесущность».

Звук теперь может быть буквально везде, в связи с этим хочу выделить два особо важных поясняющих момента:

Правильно размещённые колонки одинаково охватят каждый уголок комнаты. Ведь речь идёт о потолке, который простирается по всей её площади. Таким образом, никто из членов семьи или гостей не окажется «обижен» в процессе регулировки звука акустического устройства;

Разница между потолочной акустической системой и классической

Не обязательно ограничиваться одной лишь гостиной или спальней, потолочная система благодаря своей компактности и защищённости легко устанавливается также и на кухне, и даже в ванной комнате. Так что впредь можно будет наслаждаться музыкой в любой части квартиры или дома;

Колонки на потолке ванной комнаты помогут вам максимально расслабиться в процессе приёма водных процедур

  1. Доступная инструкция по осуществлению монтажа. Я ещё коснусь данного процесса более подробно несколько ниже, но хочу заверить вас сразу, что он мало чем отличается от установки точечных светильников;

Монтаж потолочной колонки своими руками

  1. Гармония с общим интерьером комнаты. Достаточно подобрать фасадные закрывающие динамики решётки подходящего колера, чтобы оборудование превосходно вписалось в окружающий дизайн. Ведь остальная его часть всё равно останется скрытой.

Подходящий оттенок решает все дизайнерские проблемы

Недостатки

А вот и причины, по которым встраиваемая в потолок акустика столь долго добиралась в бытовую сферу:

  1. Достаточно чувствительная для семейного бюджета цена. Коммерческие структуры обладают большими финансовыми возможностями и поэтому уже давно используют потолочные акустические системы, а вот модели, доступные по стоимости более широкому кругу потребителей появились относительно недавно;
  2. Дискомфорт, испытываемый от переноса источника звука. Вот представьте себе: включаете вы любимое кино, перед вашими глазами предстаёт главный герой и произносит пламенную речь, которая почему-то доносится сверху. Это вызывает не очень приятные ощущения, так как мы привыкли к тому, что слова должные «вылетать» из открывающегося рта, который мы видим, а не откуда-то из иного измерения.

Хотя при простом прослушивании музыки такой эффект роли не играет вовсе.

Пример акустической системы, работающей по принципу «5 и 1»

Кухня

В кухне удобно слушать музыку от кухонного радио-плеера со штатными динамиками, поз. 1 на рис., которые наверняка те же «резвые» с шелком. Стоит такое хозяйство в общем недорого, а получить от него вполне приличный бас можно, встроив динамики в спинку кухонного уголка, поз. 2. Если у вас есть желание сделать кухонный уголок точно под свою кухню своими руками (что вполне под силу рядовому домашнему мастеру), подумайте об этом варианте.

Установка встроенных динамиков в кухонную мебель

Полость за спинкой дивана сверху, снизу и с боков плотно отгораживается, а посередине разгораживается глухой перегородкой (поз. 3), чтобы не портить стерео. Ящики заполняются синтепоном, и все сзади зашивается ДВП. Чтобы стерео в небольшом загроможденном помещении было четче, а звук сочнее, верхний угол над акустикой (под потолком или подвесным шкафом) скругляют гипсокартоном или фанерой, вверху на поз. 2. Подобное техническое решение впервые было применено в широко известной когда-то АС «Кюхетта». К сожалению, стерео «Кюхетта» так и не родилась: для нее нужны были два совершенно свободных смежных угла на короткой стене, что в современных квартирах вряд ли реально.

Виды акустических систем для потолка

Встраиваемые в потолок колонки для домашнего кинотеатра и прослушивания музыки бываю различных видов. Варианты зависят от таких параметров, как:

  • форма;
  • размер;
  • класс звучания;
  • способ крепления.

Рассмотрим подробнее виды акустических коммуникаций для потолка, зависимых от отдельно взятого параметра.

Форма

По форме колонки в потолок бывают:

  • овальные;
  • круглые;
  • квадратные.

Самыми популярным вариантом считаются круглые. Качество звука не зависит от формы, поэтому выбирая устройство, нужно отталкиваться только от своих вкусов и предпочтений.

Размер

Размер колонок для потолка измеряется дюймами. В зависимости от диаметра, устройства бывают:

  • компактные. Диаметр таких акустических устройств составляет от 3 до 4 дюймов. Небольшие устройства подходят для таких подвесных конструкций, как потолки Армстронг. Колонки трудно заметить на потолочном покрытии, потому что защитные решетки имеют цветовой оттенок панели;
  • средние. Диаметр будет от 5 до 6,5 дюймов. По сравнению с компактными акустическими устройствами, такой вариант для потолков отличаются лучшим качеством звука. Звук передается практически без искажений. Средний вид устройств подходит для подвесных потолков реечного типа и гипсокартонного потолочного покрытия. Чаще встречаются акустические варианты среднего вида с белым цветом защитной решетки. Но, можно найти и другие расцветки;
  • большие акустические устройства для потолков составляют в диаметре 8 дюймов. Такие устройства дают самый качественный звук, и подходят именно к домашнему кинотеатру. При монтаже колонок в потолок для домашнего кинотеатра, необходимо обеспечить устройству прочное основание, потому что оно имеет большой вес. Для фиксации понадобятся дополнительные приспособления на потолочной поверхности.

Выбирать систему нужно не только по размеру, но необходимо учитывать и вид потолочного покрытия.

Класс звучания

По стилю звучания, встраиваемые в потолок акустические устройства, бывают:

  • трансляционные;
  • низкоомные.

Обе разновидности имеют существенные различия, и служат для разных целей.

Низкоомный класс устройств для воспроизведения звука позволяет получать качественный звук. Сопротивление в таких системах составляет от 4 до 8 Ом.

При использовании трансляционных систем в потолок, нужно применять трансформаторы в 100 В. Но, даже дополнительные приспособления в виде трансформаторов, не способны улучшить качество звука. При прослушивании слышен металлический отзвук, возникающий из-за урезания низких и высоких частот.

По способу крепления

Что касается способа монтажа для потолков, то различают открытый и закрытый варианты фиксации.

  • К открытому виду относятся устройства без корпуса.
  • Закрытая разновидность находится в специальном корпусе. Такие устройства устанавливаются в подвесные конструкции различного вида. Закрытый тип подходят для гипсокартонных, модульных, реечных потолочных конструкций и для натяжных полотен.

При установке открытого типа колонок, необходимо дополнительно смонтировать звукоизоляцию для основного потолочного перекрытия. Если проигнорировать этот момент, то качественного звучания не будет.

Дополнительную изоляцию можно, но не обязательно, установить и для системы закрытого типа. Таким образом можно значительно повысить качество звучания.

Некоторые колонки для потолков снабжены переключателями мощности ступенчатого вида. Так настройка становится более точной, а излучатели можно поворачивать под нужным углом. Все дополнительные приспособления закрытые решеткой, называемой грилем.

При желании цвет гриля можно изменить, покрасив краской. Это не повлияет на качество звука. Выпускаются акустические системы, которые по необходимости выдвигаются из потолочного покрытия при использовании пульта. Колонки могут поворачиваться по сторонам.

Как выбрать?

При выборе потолочных динамиков следует учитывать нижеприведенные критерии.

Мощность акустической системы. Если комната небольшая (до 17 кв. м), то мощности 70 Вт будет достаточно. Если площадь комнаты от 25 м, то потребуется динамики мощностью 100 Вт. В конференц-залах обычно устанавливают акустические системы мощностью от 150 Вт.

Дизайн интерьера

Важно, чтобы техника гармонично вписывалась в общий дизайн помещения. Решетка динамиков и потолок должны быть одного цвета.

Влажность воздуха в помещении
Если система аудио устанавливается в кухню или ванную комнату, что лучше остановить свой выбор на моделях во влагозащищенном корпусе.

Обратите внимание, если потолки слишком высокие, то маломощные устройства могут не справляться со своей задачей.

Определитесь, для каких целей вам необходимы встроенные колонки

Если планируете использовать домашний кинотеатр, то для объемности звучания специалисты рекомендуют установить на полу дополнительную колонку.

Глубина встройки

Диаметр ваших новых потолочных колонок, скорее всего, составит примерно 15-30 см. Это не станет проблемой, если учесть, что потолочные балки, как правило, расположены на расстоянии 35 см друг от друга. Глубина колонки — вот, что может стать проблемой. В старых домах использовался толстый потолочный брус, но в новых строениях балки делаются из низкопрофильного бруса. Таким образом, глубины для встройки АС может не хватить. Разберитесь с этим вопросом заранее. Большинство потолочных колонок обладает глубиной встройки 7-10 см, но есть модели, требующие до 20-23 см.

Если над потолком находится чердачное помещение, то беспокоиться не о чем. В противном случаем вам придется замерить доступную глубину. Проделав небольшое отверстие в потолке, просуньте туда проволоку (можно использовать разогнутую вешалку для одежды) до упора и сделайте на ней отметку снаружи. Затем достаньте проволоку и замерьте расстояние от отметки до конца проволоки.

Протяжная проволока

Протяжная проволока представляет собой подобие строительной рулетки с катушкой пружинной стали. Этот инструмент идеально подходит для протяжки кабеля в трубопроводах, стенах и любых других закрытых местах, где практически нет препятствий. Пружинная сталь достаточно жестка для того, чтобы проталкивать ее силой, но в то же время она обладает хорошей гибкостью. Протяжная проволока подойдет для прокладки проводов на большие расстояние, но на пути должно быть чисто.

Протяжная проволока с автоматической системой намотки

Вот хороший пример использования этого инструмента. Если вы протягиваете кабель за стеной, то протяжную проволоку нужно протолкнуть от плинтуса до верхнего стыка. Когда проволока вылезет сверху, нужно надежно примотать к ней кабель изолентой. Сначала намотайте изоленту на саму проволоку, потом вокруг кабеля. Получится закрытый «чехол» для кабеля, который не позволит проводу зацепиться за гипсокартон или еще что-то. Лента должна быть намотана максимально плотно.

Как закончите с намоткой, плавно опустите проволоку вниз, чтобы ее кончик вместе с проводом спрятался обратно в стену. Теперь можно приступать к протяжке. Не торопитесь и следите за тем, чтобы кабель и проволока двигались вниз легко и без зацепов. Будет лучше, если вы попросите кого-то помочь вам. Как только вы почувствуете, что проволока застряла, прекратите тянуть и попробуйте протолкнуть проволоку обратно вверх, одновременно прокручивая ее. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз, но в итоге проволока продолжит свой путь также, как она делала это, когда шла снизу вверх в начале.

5-1 и кино

Для домашнего кинотеатра, как известно, используется акустика системы 5-1 с дополнительными потолочными динамиками. Ее создатель, выдающийся, даже, без преувеличения, великий звукотехник Чарльз Долби не раз сетовал, что 5-1 слишком уж ретиво выхватили для коммерческого использования. Он-то придумал акустику 5-1 для полнообъемного кино будущего, где зритель, по идее, сможет ходить по сцене, рассматривая персонажей и обстановку со всех сторон. Кино 3D – только иллюзия объемности; в сущности, это усовершенствованная стереопара. Как и 5D, 7D, 9D. Куда там фантастам прошлого с их несчастным четвертым измерением. Но все эти «D» объемны не более, чем изображение кубика в изометрии.

Звук 5-1 может, конечно, оживить и фильм на плоском экране, но для этого нужна совершенно иная культура постановки, которой пока нет и в теории. А ощущения проезжающего сквозь зрителя автомобиля или топот за спиной, когда персонаж бежит перед глазами, не дают ничего, кроме вреда душевному и, через него, физическому здоровью. Но вернемся к технике: если кто обзавелся домашним кинотеатром, то настроить его акустику под помещение нужно правильно, система 5-1 к этому очень критична.

Схема установки акустики для домашнего кинотеатра

Расположение динамиков для домашнего кинотеатра с системой озвучивания 5-1 показано слева на рис. Его основа – т. наз. рисующие АС (показаны красными стрелками), образующие обычную акустическую стереопару. Настройка 5-1 под комнату производится подбором правильного их расположения, поэтому рисующие АС звука 5-1 встроенными делать не следует, либо нужно изначально проектировать 5-1 под помещение. Для чего требуется полное знание электроакустики в теории и на практике или весьма и весьма значительные денежные средства.

Чтобы самостоятельно сделать акустику для домашнего кинотеатра, рисующие акустические системы нужно делать напольными; для удобства настройки и возможности спрятать их среди мебели – в виде высоких узких колонок (показаны красными стрелками справа на рис.). Оптимальный вид акустического оформления для такого случая – лабиринт, тем более что звуковые колонки лабиринтного типа можно сделать своими руками, обладая лишь самыми начальными познаниями в электроакустике и обычным домашним инструментом.

***

2012-2020 Вопрос-Ремонт.ру

Вывести все материалы с меткой:

Перейти в раздел:

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий