Как передвигали дом в Москве – реальная история

Сейчас, чтобы попасть во двор такого здания

Но в 1930-х годах московские власти задумались о проведении реконструкции Тверской улицы (в то время это была улица Горького). В то время тут решились на строительство «Новой Москвы» с монументальными строениями в сталинском стиле. Разумеется, что старая постройка с религиозными отсылками в плане властей совсем не вписывалось. Именно так и выглядела улица Тверская в годы до революции, и постройки на подворье находились справа.

В то время на Тверской улице снесли много красивых и необычных строений. Аналогичная участь могла постичь даже Саввинское подворье, но к всеобщей радости, у этого здания нашлись рьяные защитники и было принято решено сохранить его. Для этого и продумали план по перемещению его вовнутрь квартала.

И в ту судьбоносную ночь 4 ноября многоэтажный дом начал перемещаться. Было поставлено 2 сверхмощные лебедки и скорость перемещения строения при их единовременной работе достигала всего лишь 8 метров за 1 час. Если функционировала лишь одна лебедка, то скорость была в 2 раза меньше, т.е. 4 метра в 1 час. Также есть версия, что жильцов даже не предупреждали о том, что в ту ночь дом будет сдвинут и они обнаружили изменения своего месторасположения лишь рано утром.

Главный дом усадьбы В.И.Козицкой.

Возвращаемся на Тверскую и идем далее. Дом №14 – еще один редкий для Тверской улицы дом XVIII века, Главный дом усадьбы В.И.Козицкой. В XIX веке, здесь располагался Литературный салон, который посещали Пушкин, Жуковский и многие другие поэты. В1898-м году купец миллионер Григорий Елисеев выкупил дом у прежних владельцев и спустя три года, в 1901-м году, открыл роскошнейший магазин, названный «Дом Елисеева». Ассортимент магазина поражал своим богатством даже самых взыскательных москвичей. Здесь впервые появились трюфеля, устрицы и многие другие яства, которые ранее завозились в Россию только по заказу, в свободной продаже купить их было невозможно. Елисеевский магазин работает и по сей день. Его нынешние владельцы даже провели в 2003-м году глобальную реконструкцию интерьера, и магазин стал напоминать прежний – времен дореволюционной России. В этом же здании с магазином соседствует заведение совершенно иного толка. Это Музей — Гуманитарный центр «Преодоление» имени Николая Островского. В этом доме писатель провел последний год своей жизни.

Здание Государственной думы.

Первое здание на нашем пути, которое достойно внимания это серое огромное здание Государственной думы, с него начинается Тверская улица. На противоположной стороне располагается гостиница «Националь». Здание гостиницы построено в начале XX века. «Националь» — это уникальная гостиница, действующий музей, принимающий постояльцев в исторических интерьерах. На заре своей более чем вековой истории отель приветствовал высоких гостей последнего русского царя и представителей царствующих династий Европы. В годы Второй мировой войны «Националь» служил резиденцией 16 иностранным посольствам и дипломатическим миссиям.

Москва 21-го века: передвижка

Жилой комплекс «Шереметьевский» возводится на ул. Складочная, вл. 6, на территории бывшего компрессорного завода «Борец». Здесь расположено несколько исторических зданий, которые девелопер ПИК планирует сохранить и вписать в окружающую застройку.

«Передвижение исторических зданий – довольно сложный процесс, который не терпит спешки. Башню уже отделили от фундамента и укрепили металлическими поясами, подвели под нее железобетонную плиту и стали постепенно сдвигать с места. Для такой нелегкой операции понадобились гидравлические домкраты, алмазное оборудование и более 100 рабочих. Исторические сооружения передвинут на 100 метров в южную сторону участка», – сказали в пресс-службе Группы ПИК.

Качество, оперативность и успех подобных работ складываются из опыта специалистов прошлого. Глобальная передвижка в Москве началась в 1930-х годах. Менялся город, расширяли и строили дороги, поэтому многие здания попадали под снос. Но благодаря методу передвижки сооружений бóльшую часть домов удалось спасти. Главным специалистом в этом направлении был инженер-строитель Эммануил Гендель.

Эммануил Матвеевич Гендель родился в 1903 году и прожил 91 год. Он был крупнейшим специалистом в редкой области – передвижке и выпрямлении зданий и сооружений. Благодаря ему в Москве сохранены многие памятники архитектуры. За 70 лет активной работы Эммануил Гендель реализовал более 80 крупных проектов по всей территории Советского Союза и за рубежом.

Рассказываем, перемещение каких московских зданий контролировал Эммануил Матвеевич.

Как осуществлялась передвижка целых зданий

Нужно отметить, что методика была изобретена не в СССР, а появилась гораздо раньше. Впервые здание переместили еще в середине XV века в Италии — это была колокольня Святого Марка в Болонье. В XIX веке перемещать строительно-архитектурные объекты научились в США, где даже образовались специализированные фирмы. В России впервые такой эксперимент в 1812 году осуществил Дмитрий Петров — народный умелец, передвинувший деревянную церковь. В 90-е годы XIX века в Москве были передвинуты несколько каменных домов.

В СССР технологию усовершенствовали и, что называется, поставили на поток. Стены зданий предварительно укрепляли металлическими или железобетонными рандбалками. Для придания устойчивости применяли поперечные и ходовые балки. А для направленного движения прокладывали железнодорожные рельсы, по которым дом, в буквальном смысле, переезжал на новое место, где для него уже был заготовлен фундамент.

В роли тягловой силы выступали электролебедки с тросами и электродомкраты. Коммуникации обрубались при снятии дома с места, за что отвечали специальные рабочие бригады, а в новой локации монтировали другие трубы и провода.

Если дело происходило зимой, то в доме строили небольшую автономную котельную, чтобы трубы отопления не замерзали и не приходили в негодность. Электричество в здании не отключали, а вытягивали кабели с помощью дополнительных отрезков.

Строительство трассы Восточный луч

Первоначально в Генплане реконструкции Москвы от 1935 года Комсомольский проспект назывался «Трасса Восточный луч». Она должна была начинаться от проектируемого Дворца Советов (на месте нынешнего храма Христа Спасителя), пересекать Москву-реку и продолжаться через Воробьевы горы на юго-запад столицы. Однако к строительству луча до войны так и не приступили.

К середине 1950-х годов к идее прокладки «Восточного луча» решили вернуться. Был разработан проект новой магистрали: дорога прошла в районе улицы Чудовка (от Крымской площади до ул. Тимура Фрунзе), Фрунзенского плаца (от ул. Льва Толстого до переулка Хользунова) и ул. Большие Кочки (от Трубецкой улицы до Хамовнического Вала).

Передвижка домов на трассе «Восточный луч» – Комсомольский проспект.
Немой киносюжет,  1958 г. Главархив Москвы

В связи со строительством дороги было передвинуто несколько зданий. Работы по Комсомольскому проспекту закончены в 1958 году.
 

Тверская площадь

Также с Тверской площади мы видим Церковь Святых бессеребренников Космы и Дамиана, расположенную в Столешниковом переулке. Эта церковь — одно из немногих строений XVIII-го века, уцелевших вовремя глобальной реконструкции Тверской улицы. Это, на первый взгляд, весьма удивительный факт, так как разбирались или сносились даже обычные дома, не имеющие отношения к православию, а вот церковь, несмотря на воинствующий атеизм, насаждаемый советской властью, уцелела. Но тому есть объяснение. Если мы подойдем ближе к храму, то увидим памятную табличку на которой можем прочесть, что с 1929-го года в здании церкви располагалась Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы им.М.И. Рудомино. Только поэтому храм оставили в покое. Как гласит табличка – «Книга спасла Храм».

Театр Ермоловой.

Мы обращаем внимание на здание зеленого цвета и причудливым декором на другой стороне улицы это здание театра им. Ермоловой

Мало кто знает, что основа у этого дома гораздо древнее, чем кажется на первый взгляд. В петровскую эпоху князь Григорий Федорович Долгоруков, построил дом с европейскими деталями на фасадах, в соответствии с архитектурной модой эпохи. В 1880-х годах фасад здания переделан по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского, а само оно надстроено – с этого времени здесь находился пассаж, принадлежавший купцам Постниковым. Вторая перестройка дома относится к 1910–1913 годам: на фасаде появились мощные атланты и центральный купол. После революции место торговли заняло театральное искусство: в бывший Постниковский пассаж в 1936 году въехал знаменитый Театр В.Э. Мейерхольда. С 1946 года здание на Тверской занимает Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой.

Зачем перемещали дома?

Это может прозвучать фантастически, но в нашей столице в период с 30-е по 80-е годы прошлого столетия совершались передвижки домов вместе со всеми коммуникациями и без выселения жильцов. Ни один дом при этом не разрушился, все благополучно обрели новое место жительство.

И первое, что приходит в связи с этим на ум, вопрос: для чего вообще предпринимались подобные действия? Ведь для приложения огромных усилий должна быть очень веская причина. В данном случае, как в известном анекдоте: Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил «Сделаем!» В середине 30-х годов правительство утвердило план реконструкции Москвы, в котором обозначили улицы, нуждающиеся в перестройке и расширении.

Для этого пришлось бы сносить жилые здания, что влекло за собой много проблем. Поэтому было решено передвинуть их вглубь дворов. Больше всего кандидатов на переселение было отмечено на улицах Тверская, Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.

Первый дом переместили осенью 1935 года — всего на 25 метров, но уже этот опыт потребовал колоссальных усилий. Для завершения проекта понадобился почти месяц. На пути жилого дома на Тверской, который планировали передвинуть на 2-ю Брестскую улицу, стояла двухэтажная подстанция. Поэтому технологию сначала опробовали на ней. Через два года переместили небольшую лабораторию завода музыкальных граммофонных пластинок. Далее передвинули пять строений, оказавшихся на пути нового русла Москвы-реки. Таким образом потихоньку отрабатывалась и совершенствовалась сложная технология.

Жемчужины Тверской

Дома № 2, 4 и 6 по правой стороне (архитектор Г. Мордвинов) — прекрасные примеры «сталинского» стиля: арки, оформленные гигантскими колоннами, кессонированные своды, выделенные карнизы, рельефы – все три здания очень похожи между собой. Они формируют непрерывное фасадное обрамление улицы, парадное и торжественное.

Дом №7 по левой стороне – Центральный телеграф, знаковое здание для своего времени. ХХ век – эпоха открытия новых конструкций и стилей. Строгий фасад здания представляет собой неприкрытый железобетонный каркас, главным украшением которого служит большой стеклянный глобус. Авторы проекта – С. Гинсбург и И. Рерберг – работали в конце 20-ых годов, ещё до окончательного утверждения «сталинского» стиля, поэтому здание лишено традиционных портиков, колоннад и арок и выполнено в строгом, конструктивистском духе.

Дом №13 по левой стороне – здание Мэрии (бывший дом генерал-губернатора). Оно построено в конце XVIII в. (предположительно по проекту М. Казакова) и изначально было четырёхэтажным. Во время реконструкции Тверской дом передвинули, а в 40-е к нему пристроили ещё два этажа. Проект поручили выполнить архитектору А. Бурову, но он отказался, не захотел уродовать историческое здание. Это решение стоило ему работы в архитектурном институте и мастерской. В итоге проект был выполнен Д. Чечулиным. Между исторической частью и надстройкой лежит четкая граница, обозначенная  большим карнизом.

Триумфальная площадь

Триумфальная площадь долгое время представляла сложную градостроительную задачу для архитекторов. Место пересечения двух транспортных магистралей, большая, неуютная, шумная, без четких границ – она мало подходила для отдыха. Сегодня эта проблема решается созданием искусственной рекреационной зоны: участок вокруг памятника Маяковского огорожен, внутри него разбиты клумбы, установлены скамейки, размещены несколько небольших магазинчиков и кафе, поставлены качели.

Тверская улица старые фото:

“Тверская улица”
Тверской бульвар зимой. Вид с колокольни Страстного монастыря.
Дата: начало 1930-х годов


“Тверская улица”
Начало Тверской улицы, справа – Саввинское подворье.
Дата: начало 20 века
“Тверская улица”
Вид Тверской улицы от Малого Гнездниковского переулка. На переднем плане дом Бахрушиных, построенный в 1900 году. Следующий дом с булочной и пекарней принадлежал с середины XIX ввека булочникам Филипповым (построен в 1893 году). Дома существуют и сегодня.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид Тверской улицы от дома московского генерал-губернатора в сторону Бульварного кольца. Все эти сооружения снесены в конце 1930-х годов при расширении Тверской улицы.
Дата: начало 1900-х годов
“Тверская улица”
Вид Страстной площади и Тверской улицы в сторону Кремля. На правом углу храм святого Димитрия Солунского.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Дом Нирнзее, снос церкви святого Димитрия Солунского на углу Тверской улицы и Тверского бульвара.
Дата: 1934 год
“Тверская улица”
1-я Тверская-Ямская улица, Триумфальная площадь.
Дата: начало 1930-х годов
“Тверская улица”
Вид в сторону Пушкинской, бывшей Страстной, площади, справа – Елисеевский магазин. Двухэтажный троллейбус Ярославского производства.
Дата: 1930-е годы
“Тверская улица”
Вид в сторону Пушкинской, бывшей Страстной, площади.
Дата: 1930-е годы
“Тверская улица”
Гостиница “Мадрид”, которая располагалась рядом с Моссоветом (ныне – здание московской мэрии). При расширении Тверской гостиница была снесена.
Дата: 1930-е годы
“Тверская улица”
Тверская улица начиналась от Воскресенской площади. Сложилась в конце XV века на дороге в Тверь. К середине XIX века стала богатой торговой улицей. В 1870 году появилось асфальтовое покрытие, в 1896 году – электрическое освещение.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид Триумфальных ворот с площади Тверской заставы в сторону Петербургского шоссе. Первоначально временные деревянные Триумфальные ворота были поставлены в 1814 году на пересечении Садовой и Тверской улиц. В августе 1829 года новые Триумфальные ворота были заложены у Тверской заставы. Постройка ворот завершена в 1834 году. В 1936 году при расширении проезжей части ворота разобрали, а в 1966 году их копия установлена в конце Кутузовского проспекта.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид Художественного театра в сторону Тверской улицы. В Камергерском переулке, расположенном между улицами Тверской и Большой Дмитровкой, на месте здания Художественного театра находился особняк Челищева. В 1882 г. здание перестроено под Камерный театр. В 1902 г. здание реконструировано для Художественного театра.
Дата: 1910 год
“Тверская улица”
Вид в сторону Пушкинской площади. Cлева здание Моссовета (оно же главный дом усадьбы генерал-губернатора), нынешней московской мэрии.
Дата: 1930 год

Другие фото старой Москвы:

Представьте себе обычные утро

…когда вы просыпаетесь, встаете к окошку, потягиваетесь и внезапно обнаруживаете, что дом сместился на 20 метров. Первые мысли жителей того дома были наверняка такие: «Я сошел с ума», «Больше пить не буду». Версия довольно интересная, но ее достоверность проверить не получится.

С иной стороны лестница очень любопытная. Было бы интересно там побывать, но к несчастью, попасть в дом очень сложно. Молодой человек, собиравший заметки об этом событии, увидел на окне одной из квартир объявление о продаже, и он стал искать информацию о цене жилой площади в таком жоме.

Как оказалось, в нем продается очень много квартир. К примеру, 4-комнатная квартира с площадью в 135 квадратных метра обойдется вам в 55 000 000 рублей. Предполагается, что торг уместен. Если вы желаете выложить больше 400 000 рублей за квадрат и предпочитаете новостройкам шикарную старинную архитектуру, то предложение и правда интересное.

Но ведь смогли! И это было практически сотню лет назад. Невероятно, при таком развитии технологий строительства в 30-е годы прошлого века сейчас некоторые застройщики до сих пор выстраивают ужасные «муравейники» для людей с сомнительным качеством. Но куда все пропало, не ясно.

Передвижка на Садовнической

В 1937 году было решено передвинуть дом на улице Садовническая (тогда – ул. Полины Осипенко). Это здание мешало строительству нового Краснохолмского моста. Гендель решил разделить дом на две части, короткую и длинную: первую оставить на месте, а вторую не просто передвинуть, но и развернуть на 19 градусов. Работы по передвижке заняли три дня.

Фото: Главархив Москвы

Интересно, что во время передвижки в доме поддерживалась работа всех коммуникаций, а жильцов не отселяли. Здание передвигали на катках, которые ехали по 37 рельсам. После части дома соединили, связав их пристройкой-перемычкой.

Фото: Главархив Москвы

Фото: Главархив Москвы

Однако в 1967 году в здании произошел взрыв бытового газа и сохранилась только одна часть – передвинутая. Сейчас на месте короткой части находится современный офисный центр.

Как передвинуть дом?

Если ты посмотришь картину “Новая Москва”, то наверняка улыбнешься при виде одного момента. Художник рисует красивое здание, разглядывая его из окна, и тут эта самая постройка начинает ехать. В сюжете запечатлены сталинские преобразования, в том числе и сносы зданий на Тверской, и подготовка тех, которые сохранили, к переезду.

Еще один занимательный аспект: режиссер пофантазировал, как будет выглядеть наша столица после преобразования. Теперь мы можем оценить, насколько он попал в точку. Сталин не оценил подхода, и картина не прошла под цензуру. В результате зритель смог увидеть ее спустя более полувека, когда пришли свободные девяностые.

Самая главная задача в перемещении — не допустить разрушения. Если по стенам и фундаменту пойдут трещины, то процесс будет необратимым. Чтобы этого не допустить, создавался специальный каркас, а фундамент насквозь пронизывали отверстиями. В эти желоба запускали рельсы, каждая по полметра шириной, вся конструкция затягивалась в каркас по периметру. Далее такие же рельсы пропускали через верхнюю часть, затем все они сваривались между собой. Дом оказывался внутри металлической клетки. Подготовка занимала месяца, само передвижение — сутки. Конструкцию просто перетягивали лебедочными механизмами на новый фундамент.

Жильцы домов никуда не выезжали, ни на момент подготовки, ни на сутки, пока их дом ехал. Более того, они так же пользовались всеми коммуникациями. Как это стало возможным, мы расскажем далее.

Тверская улица архитектура

Дома №4 и №6, а также дом №9, что распложен на противоположной стороне, памятниками архитектуры не являются, но на них также стоит обратить внимание. Они облицованы черным гранитом и выглядят довольно мощно и монументально

Как, впрочем, и большинство домов, возводимых в сталинскую эпоху — своей мощью послевоенная архитектура как бы отражала мощь Страны — Победителя. Имеется даже версия, что гранит, которым выложены дома на Тверской, был завезен в советский Союз немецкими войсками. Из него Гитлер, после победы, собирался возводить Памятник Третьему Рейху на обломках поверженного Союза. Однако, возможно, это всего лишь легенда.

Изменения столицы

Многие крупные исторические фигуры предпринимали попытки для изменения облика столицы. Москва развивалась естественным образом, поэтому многие улицы сформировались кривыми и некрасивыми. В Санкт-Петербурге все по-другому, он создавался по плану, поэтому все улицы идут строго по линейке.

Попытки исправить эстетические несовершенства предприняла еще Екатерина Великая. Она хотела начать с Кремля, но начинание не было успешным. Добиться результата удалось Сталину, он учитывал ошибки императрицы, поэтому решил менять не Кремль, а улицы и проспекты. В сталинские времена Тверская носила название Горького, и она лучше других иллюстрирует суть его проекта. Сталин планировать начать с нее, а затем сделать и другие столичные проспекты такими же просторными и прямыми.

Другие переехавшие объекты

Очередным передвинутым объектом стал дом у Большого каменного моста. Этот момент запечатлела Агния Барто в своем стихотворении “Дом переехал”. В забавном стишке рассказывается, как мальчик Сема приехал из Крыма и ищет свой дом. Он говорит постовому, что живет в доме номер четыре, но не может его найти. Постовой объяснил, что его дом мешал, и поэтому он переехал в переулок. Мальчик попал домой, а соседи ему рассказали, как они ехали десять дней подряд, как это было плавно и тихо, что не пострадали даже зеркала и вазочки в шкафу. Сема узнал, что можно ехать, не выходя из дома, и очень обрадовался этому.

В этом стихотворении все отражает суть, только номер дома был другим. Не четыре, а 5/6 по улице Серафимовича. Некоторые жильцы боялись такого переезда, они хотели куда-нибудь скрыться. Конструкторы были уверенными в успехе проекта, поэтому людям специально называли неверные даты, чтобы не плодить панику.

По словам очевидцев, движение было настолько комфортным, что не посыпались даже башенки, построенные из кубиков детьми. Прошло несколько лет, и технологию освоили настолько совершенно, что переместили таким образом офтальмологическую больницу. Во время переезда хирурги продолжали оперировать.

Здание Моссовета

Еще одной из сложнейших операций для команды Генделя стала передвижка здания Моссовета. Сейчас здесь расположена Мэрия Москвы. Бывший генерал-губернаторский дворец имеет сложную форму, а первый этаж представляет собой бальный зал, где много свободного пространства и нет несущих конструкций.

Фото: Главархив Москвы

Историческое здание требовалось переместить вместе с подвалом. Для этого в 1939 году вокруг здания Моссовета вырыли котлован глубиной четыре метра. Передвижка стала самой быстрой в истории – всего за 41 минуту здание весом 20 тыс. тонн было перемещено на 13,5 метра.

Фото: Главархив Москвы

Кроме того, во время работы команды Генделя в Моссовете все еще находились служащие.

Работа Треста

Перемещение домов проводили для того, чтобы расчистить место для новых зданий, трамвайных путей, аллей, парков и пр.. Это было выгоднее, чем сносить дома полностью. Ведь в них жили люди и их пришлось бы расселять.

Не всегда смещение проводилось на многие метры. Порой нескольких сантиметров было достаточно,  чтобы освободить необходимое пространство.

Для выполнения работ была создана специальная контора – Трест для перестройки и перемещения зданий. Но по свидетельствам, оставшимся в газетах тех времён, работы в срок не проводились.

Московский совет Тресту помощь не оказывал, и рабочих катастрофически не хватало, потому что их просто было негде расселить. Использовали труд «зэков», а  работа же было очень ответственная и тяжёлая, доверить им многое было нельзя. Тем более именно из-за их привлечения часто случались казусы. Например,  во время работ в районе Москвы-реки в районе Серебряного бора, когда надо было сдвинуть сразу пять зданий. Домкраты заправили денатуратом. В ту же ночь заключенные, несмотря на охрану, слили его. А руководству, чтобы история не дошла до высших чинов, пришлось заливать домкраты очень дорогим глицерином, покупая его за свой счёт.

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Большинство тогда и сейчас

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    А могла бы обнулить…

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Вновь избранным депутатам официально запретили брать взятки. А раньше что – можно было?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в моей квартире снималась часть кинофильма Юлиана Панича «Проводы белых ночей».Свидетельствую

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Пришли «Новые люди»

    Читать полностью

  • igor..s

    Первый замглавы АП Кириенко устроил банкет в честь победы «Единой России» на выборах

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, были ли сфальсифицированы результаты выборов в Госдуму РФ по партийным спискам?

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Электронное голосование сделало свое дело

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Новые перспективы БРИКС и ШОС

    Читать полностью

Как сохранили коммуникации?

Теперь стало ясно, как раньше передвигали дома в Москве. Но каким образом вместе с ними передвигались электрические сети и водопровод с канализацией? Жители не покидали своих квартир и могли в полной мере пользоваться всеми привычными благами прогресса.

Подготовка длилась долгие месяцы не просто так. В числе задействованных бригад были санитарно-технические работники. Они убирали старые сети и воссоздавали их на новом месте. На время переезда к домам подключали шланги, через которые выводилась канализация. Отходы временно собирались в колодцах. Подобные шланги выполняли роль водопровода, если нужно было передвинуть на большое расстояние, то запускали временный водопровод.

Чтобы оставить отопление, временную котельную создавали прямо в доме. Она была маленькой и располагалась на лестнице. Для некоторых объектов приходилось создавать отдельные мобильные котельные, они ехали вместе с объектом на передвижных платформах. В теплое время года было проще, сохранять отопление не было необходимости. С электросетями все было элементарно. Нужно было лишь увеличить длину кабелей запитки, чтобы ее хватило на весь маршрут.

Существует легенда, что Сталин разработал новый план столицы очень просто. Если это правда, то он взял линейку и начертил на карте линию, сказав, что улица должна проходить так. Инженеры попытались возразить, аргументируя тем, что под чертой находятся дома. Но возражать вождю было нельзя, он ответил коротко: “ так передвиньте, в чем проблема”.

Есть и другая версия, согласно которой модернизация была произведена на почве желания превзойти Америку. Американцам удалось передвинуть телефонную станцию, которая весила 11 тысяч тонн, это было мировым рекордом. В ответ на это советские специалисты передвинули Саввинское подворье, которое весило 23 тысячи тонн, и рекорд стал нашим. Кстати, этот особняк стоит по сей день. Это номер шесть по улице Тверской и олицетворение нескольких исторических эпох, наглядный пример того, как передвигали дома в Москве на Тверской, когда она еще носила имя Горького.

Пушкинская площадь.

Сразу за памятником установлен Камень в память о Страстном монастыре. Он служит напоминанием о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, разрушенный до основания, как и многие другие Православные Храмы, в 30 годы ХХ века. За памятником Пушкину и камнем расположен Пушкинский сквер с с одноименным фонтаном, окруженным скамейками. А за сквером — здание кинотеатра «Россия», последние 15 лет носивший название «Пушкинский». Слева от кинотеатра, там, где начинается улица Малая Дмитровка, расположен Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Возвращаемся обратно на Тверскую улицу. Пройдя несколько домов современной постройки, не представляющих для нас особого интереса, сворачиваем в следующий переулок – Настасьинский. Здесь находится интересное с точки зрения архитектуры здание из серо-зеленого кирпича. Дом построен в начале XX-го века, но по стилю напоминает хоромы XIIX – XIX вв. Здесь с 1916-го года располагалась Ссудная Казна. Сегодня здесь находится Хранилище Центробанка, однако, никаких табличек, никаких указателей, говорящих об этом, мы не увидим.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий